Этот день в истории Черноморска: 115 лет назад родился Алексей Данченко
115 лет назад, 9 марта (22 марта по старому стилю) 1904 родился Алексей Евгеньевич Данченко – выдающийся организатор морской отрасли, начальник Черноморского морского пароходства 1949-1953 годов, начальник объединенного Черноморско-Азовского пароходства 1956-1972 годов, инициатор строительства четырех портов и двух судоремонтных заводов, среди которых такие мощные градообразующие и градостроительные предприятия, как морской порт Черноморск / Ильичевск и Ильичевский судоремонтный завод.
В декабре 1957 году по его инициативе и под его командованием началось сооружение четвёртого грузового района Одесского порта, из которого в условиях постоянной заботы А.Е. Данченко и вырос Ильичёвский морской торговый порт. Для повышения престижа Ильичевска Данченко перевел туда одно из крупнейших управлений пароходства — управление международных линий. Хотя последующие руководители пароходства отменили это решение Алексея Евгеньевича, оно успело сыграть свою роль в истории Ильичевска.
Открытие памятника Алексею Данченко, август 2003 года
Кроме жилья для моряков, Данченко выступил инициатором строительства в Ильичевске различных объектов для подразделений пароходства — филиала промкомбината для обслуживания судов, специализированных складов с железнодорожными подъездами для службы материально-технического снабжения, больницы моряков, специализированных мастерских для ремонта контейнеров и здания для бассейновой санэпидстанции.
По инициативе Данченко прокладывается трамвайная линия от Черноморки до Сухого лимана в районе Бурлачьей Балки, строится новая шоссейная дорога по самому короткому пути из Одессы в Ильичевск – через Таировский массив. В Ильичевске сооружается железнодорожная платформа и устанавливается регулярное пригородное железнодорожное сообщение с Одессой.
Для сохранения кадровых специалистов судостроителей несостоявшегося судостроительного завода по его указанию на новой площадке на Сухом лимане строится крупнейший в бассейне современный судоремонтный завод — база ремонта растущего флота пароходства. Данченко добился, чтобы в директивы партийного съезда Советского Союза к пятилетнему плану развития народного хозяйства внесли пункт о строительстве на Сухом лимане крупного морского порта. В те времена такая запись была дороже любых денег и лимитов.
У Владимира Маяковского сказано: «Воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела». А «долгие дела» Алексея Данченко навсегда остались в истории и настоящем Ильичёвска (Черноморска), Одессы и Черного моря.
Нет его самого. Нет балкера «Алексей Данченко» (исчез, не найти концов), нет самого пароходства – главного, казалось бы, детища его жизни. Но есть порт Ильичевск и родившийся вокруг него город. Сколько сил положил Алексей Евгеньевич на создание этого порта, без которого мы не мыслим сегодня Одесской области. Сколько мужества и даже хитрости пришлось ему проявить для его создания. Неприятности, вплоть до увольнения, доносы, анонимки – вот такими были трудные роды порта Ильичевск. Мнимая погрузка-выгрузка, чтобы обмануть комиссию министерства. И порт получает право на жизнь.
Интересны тексты некоторых грамот, которыми награждался Алексей Данченко. Те, что связаны непосредственно с работой пароходства, – понятны. Но вот грамота «За помощь в строительстве одесских комсомольских шахт» (1958 г.). Или «За проведение противоэпидемических мероприятий». По указанной в грамоте дате – 1970 г. – можно догадаться, о чём идёт речь: вспышка холеры в Одессе. Есть ещё грамота за придуманный Данченко метод перевозки зерна в танкерах, вместо балласта. Этот метод за рубежом был назван «русским методом», потому что экономию он давал огромную.
Биографическая справка: Алексей Данченко родился в Крыму в семье потомственного моряка. Его трудовая жизнь началась практически в 12 лет, когда он, закончив ремесленное училище, получил квалификацию слесаря-механика.
В пятнадцать он уже доброволец-рядовой Первой Крымской армии, участвует в боях под Перекопом, Симферополем, Армянском. В шестнадцать – открывает свою морскую биографию, поступив на флот кочегаром. Кочегаром Данченко проплавал 10 лет, на разных судах. Вступил в члены ВКП(б), участвовал в операции по нелегальной доставке семи болгарских революционеров из Пирея. В эти же годы учился. Окончил судоводительский факультет Одесского морского техникума.
В 1930-1934 годах плавал помощником капитана. В 1934 году окончил судоводительский факультет Одесского морского техникума (вечернее отделение). В 1934-1938 годах плавал капитаном на судах Черноморско-Азовского морского пароходства («Терек», «Ингул», «Красногвардеец», «Максим Горький»). С 1938 года – начальник Новороссийского порта. 1939-й год он почти весь провел в Англии. Как уполномоченный Наркомата внешней торговли Данченко возглавляет комиссию по закупке судов. В конце того же года в его служебную жизнь входит Одесса. С конца 1939 года он становится заместителем начальника Одесского порта, а затем уполномоченным Наркомата внешней торговли по Одесской области.
Война застает Данченко в Одессе. Его личная боль и горе – на т/х «Ленин» погибает его дочь. С 1941-го по тот самый 1943-й Данченко – командир водных перевозок: сначала штаба Черноморского ВМФ (г. Севастополь), затем Каспийской военной флотилии (г. Баку), и вновь Черноморского военно-морского штаба (г. Москва). Принимал участие в боевых операциях в Севастополе, Новороссийске и Керчи. После 1943 года – начальник Махачкалинского порта, начальник Советско-Дунайского пароходства, а с 1945 года – снова Одесса: он становится начальником Одесского порта, а с 1949 года начальником Государственного Черноморского сухогрузного пароходства. В 1953 году заочно окончил эксплуатационный факультет Одесского института инженеров морского флота. В 1953-1956 годах – начальник Главюжфлота.
Алексей Данченко был начальником самого крупного в системе Минморфлота Черноморского морского пароходства в 1956 – 1972 годах (сухогрузного, наливного, пассажирского) Министерства морского флота СССР, в которое входил весь Черноморско-Азовский бассейн – около 600 торговых судов, 18 портов, 100 тысяч работников. Суда пароходства заходили в 273 порта 75 стран. В начале 1970-х годов 60% внешнеторговых перевозок СССР приходилось на долю Черноморского пароходства. В 1967 году на базе Черноморско-Азовского морского пароходства были созданы дополнительно три новых пароходства: Азовское, Новороссийское и Батумское.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, начальнику Черноморского государственного морского пароходства Данченко Алексею Евгеньевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Данченко имел 21 правительственную награду (в т. ч. три ордена Ленина, два Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской революции, золотую медаль «Серп и Молот», боевые награды. Депутат Верховного Совета СССР 5 - 8-го созывов (1958-1974 годы).
В 1972 году Алексей Евгеньевич был вынужден отойти от дел. А 1 октября 1983 года он ушел и из жизни.
Памятник А.Е. Данченко установлен в нашем городе, в его честь названа одна из улиц Ильичёвска-Черноморска. А в Одессе на домах, где он жил и учился, установлены мемориальные доски.
На фото: Д.В. Ткаченко, Голубенко, начальник Ильичевского порта В.И. Золотарев, министр Морского Флота СССР Т.Г. Гуженко, А.Е. Данченко. Ильичевский торговый порт. 16.12.1971 г.
При подготовке публикации использованы материалы Музея истории Ильичёвского порта, газет «Черноморский маяк» и «Порто-Франко», фотографии из паблика «Ильичёвск. Наследие» и книги «История Ильичёвского морского торгового порта».
_______________________________________________________
Будь в курсе самых свежих и актуальных новостей Черноморска! Подписывайся на наш канал в Telegram и группу в Facebook. Для удобства скачай наше бесплатное мобильное приложение IOS/Anroid.